СМИ об Университете

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

08.05.2013

Бюллетень 48/2012

РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ

Н.П. Дубовик, председатель Иркутского областного суда;

А.И. Лухнёв, заместитель председателя Иркутского областного суда по уголовным делам;

Л.М. Зуева, заместитель председателя Иркутского областного суда по гражданским делам;

Л.Г. Корнюшина, заместитель председателя Иркутского областного суда по административным делам;

Н.С. Новокрещенов, начальник управления Судебного департаментав Иркутской области;

О.И. Шиндаева, пресс-секретарь Иркутского областного суда;

Т.Г. Эпова, начальник отдела организационного обеспечения деятельности судов

Управления Судебного департамента в Иркутской области

СОДЕРЖАНИЕ

ГОСТЬ НОМЕРА

Специализированное обучение в Российской академии правосудия: вопросы теории и практики:

интервью с ректором Российской академии правосудия В. В. Ершовым

Продолжатели традиций: интервью с руководством Восточно-Сибирского филиала Российской

академии правосудия

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Н.Г. Кулик: «Через тернии к звёздам»

Н.С. Новокрещенов: «Сложнее всего было убедить областную власть»

ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Н.П. Дубовик: «Тандем науки и практики»

БЛИЦ-ОПРОС

Студенты и преподаватели об Академии

ГОСТЬ НОМЕРА

Российская академия правосудия (далее Академия) – одно из авторитетных образовательных и научных учреждений России, учрежденное Указом Президента от 11 мая 1998 года. Права учредителей Академии переданы Верховному и Высшему Арбитражному Судам. О прошлом, настоящем и перспективных планах Академии мы попросили рассказать её руководителя – ректора, председателя Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи, доктора юридических наук, профессора, заслуженного юриста, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, академика РАЕН Валентина Валентиновича Ершова.

Бюллетень 48/2012

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ:

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

ИНТЕРВЬЮ

С РЕКТОРОМ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ, ЗАСЛУЖЕННЫМ ЮРИСТОМ, ЗАСЛУЖЕННЫМ ДЕЯТЕЛЕМ НАУКИ РФ В.В. ЕРШОВЫМ

Корр.: Какова специфика обучения и научной деятельности в Академии?

В. В. Ершов: Российская академия правосудия является специализированным многофункциональным учреждением, в котором на сегодняшний день трудятся свыше 2700 человек. 1074 преподавателя имеют ученую степень, в т. ч. 190 – доктора наук. 16 работников Академии удостоены звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», 66 – звания «Заслуженный юрист».

За прошедшее десятилетие созданы и успешно функционируют 10 филиалов Академии – в Хабаровске, Иркутске, Томске, Челябинске, Казани, Нижнем Новгороде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Санкт-Петербурге.

Академия – многофункциональное образовательное и научное учреждение, выполняющее целый ряд функций: по подготовке специалистов с высшим и средним юридическим образованием; профессиональной переподготовке федеральных и мировых судей, впервые назначенных на должность судьи; повышению квалификации федеральных и мировых судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде России; фундаментальным и прикладным научным исследованиям в области права и государства для судебных и правотворческих органов государственной власти.

Стоит отметить, что прежде всего Академия осуществляет специализированное обучение и научную работу для судебной системы. На этапе подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием это выражается в том, что студенты более глубоко изучают теоретические и практические проблемы судебного правоприменения материального и процессуального права, проводят достаточно длительную практику прежде всего в судах всех уровней, выбирают темы курсовых и дипломных работ, связанные с деятельностью судебной системы. В результате свыше трети выпускников Академии работают в судах всех уровней.

Так, например, в 2012 году многие выпускники Академии, имеющие необходимый 5-летний стаж работы по профессии, стали федеральными или мировыми судьями. Думаю, такой результат работы Академии, прежде всего, связан со специализированной подготовкой студентов.

За период с 2000 по 2011 годы свою квалификацию в Академии повысили свыше 111 тысяч слушателей, работающих в судебной системе, более 25 тысяч из них – судьи, 53 тысячи – сотрудники аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде.

Начиная с 2011 года, в Академии проводится специализированная переподготовка впервые назначенных федеральных и мировых судей и связано это, прежде всего, с необходимостью получения ими специальных дополнительных теоретических знаний и практических навыков. В 2011 году в Академии прошли обучение 530 впервые назначенных федеральных судей, в 2012-м планируем обучить еще 800 человек.

Кроме того, Академия проводит специализированные фундаментальные и прикладные научные исследования, связанные с судебным правоприменением, законопроектной деятельностью судов,

подготовкой проектов нормативных правовых актов, экспертизой кодексов и законов. Так, например, в 2011 году нами подготовлено 28 монографий, 8 учебников, свыше 170 статей.

Корр.: Какое место в деятельности Академии занимает Восточно-Сибирский филиал, находящийся в г. Иркутске?

В. В. Ершов: Немного истории: Восточно-Сибирский филиал Академии создан совместным приказом Председателя Верховного Суда России В. М. Лебедева и Председателя Высшего Арбитражного Суда В.Ф. Яковлева 10 августа 2001 года. С мая 2007 года по настоящее время филиал возглавляет Алексей Сергеевич Степаненко.

Важнейшую роль в создании, становлении, дальнейшей деятельности филиала сыграл Николай Гаврилович Кулик, ранее работавший начальником управления юстиции Иркутской области, в настоящее время – председатель Октябрьского районного суда г. Иркутска, заслуженный юрист России, председатель Совета судей Иркутской области, член президиума Совета судей Российской Федерации, руководитель Иркутской областной общественной организации «Союз юристов». Также особую благодарность за активную поддержку филиала хотелось бы выразить начальникам управлений Судебного департамента: в Иркутской области – Николаю Степановичу Новокрещенову и в Забайкальском крае – Виктору Ивановичу Леонтьеву. Н. Г. Кулик, Н. С. Новокрещёнов, В. И. Леонтьев и другие ответственные работники органов судебной власти, Судебного департамента, законодательной и исполнительной власти Сибирского федерального округа на протяжении многих лет поддерживают филиал в организации его деятельности, обеспечении учебного, научного, издательского и иных процессов; вносят весомый вклад в формирование материально-технической и учебно-методической базы.

Федеральные судьи, сотрудники управлений Судебного департамента, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации активно участвуют в образовательной и научной деятельности филиала, читая лекции, проводя семинарские и практические занятия.

С начала своего создания и по настоящее время филиал активно взаимодействует с администрацией, органами судейского сообщества Иркутской области, Забайкальского и Красноярского краёв, Республик Бурятия и Тыва, а также других субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ.

Сегодня также хотелось бы поблагодарить первых руководителей Восточно-Сибирского филиала Академии – Елену Михайловну Стерхову, исполнявшую обязанности директора с 2000 по 2002 годы; Олега Петровича Гуменюка, возглавлявшего филиал в течение 5 лет – с 2002 по 2007 годы, вложивших много знаний и сил в становление и развитие вуза в Иркутске.

Профессорско-преподавательский состав филиала на сегодняшний день насчитывает более ста человек, 15 из них имеют учёную степень доктора наук, 63 человека – кандидата наук.

В составе филиала действуют факультет повышения квалификации и переподготовки судей, государственных и гражданских служащих судов и Судебного департамента; факультет непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы – на базе основного общего образования; факультет подготовки специалистов для судебной системы (юридический факультет) – на базе полного (общего) среднего, среднего профессионального и высшего образования.

К началу 2011/2012 учебного года в стенах академии в Иркутске обучалось свыше 1300 студентов. Необходимо отметить ежегодный прирост числа студентов, начиная с 2003 года. Первый выпуск специалистов, обучавшихся в филиале по заочной форме обучения, состоялся в 2005 году. В июне 2008 года дипломы государственного образца о высшем юридическом образовании торжественно вручили студентам очной формы обучения. Многие выпускники филиала сегодня трудятся в судеб-ной системе Иркутской области, Забайкальского и Красноярского краёв, Республик Бурятия и Тыва и других субъектов Российской Федерации, что является ярким свидетельством востребованности Академии как высшего учебного заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов юридического профиля.

Корр.: Валентин Валентинович, Вы возглавляете Высшую экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи, с 2012 года ставшую самостоятельным органом судейского сообщества. С какими трудностями сталкиваются экзаменационные комиссии России, через чье сито проходят претенденты на должности судей?

В. В. Ершов: Определенное представление о работе экзаменационных комиссий дает статистика. 15 мая 2002 года Высшая квалификационная коллегия судей (далее – ВККС) утвердила Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в соответствии с которым Экзаменационная комиссия при ВККС РФ принимала квалификационные экзамены с 19 июня 2002 года по 9 февраля 2012 года. За этот период экзаменационная комиссия провела 109 заседаний и приняла экзамен у 1119 кандидатов на должность судьи, 408 из них (36,6 %) сдавали экзамен на должность судьи общей юрисдикции (в том числе 180 кандидатов в судьи в военные суды (16,1 %)), 707 – (63,4 %) – на должность судьи арбитражного суда. Последнее, прежде всего, связано с созданием апелляционных и окружных арбитражных судов.

Весьма характерны и показательны, на мой взгляд, оценки 1119 кандидатов, сдававших экзамены на должность судьи. 4 кандидата отказались от ответа (0,4 %), 61 – получили оценку «неудовлетворительно» (5,5 %), 162 – «удовлетворительно» (14,5 %), 418 – «хорошо» (37,5 %), 474 – «отлично» (42,5 %).

Таким образом, возможно сделать вывод о том, что пятая часть кандидатов на должность судьи (20 %) продемонстрировала недостаточные теоретические знания и практические навыки, получив оценки «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». 37,5 % кандидатов на должность судьи, сдавшие экзамен на оценку «хорошо», нуждаются в получении дополнительных теоретических знаний и практических навыков. И, наконец, значительно менее половины кандидатов на должность судьи – 42,5 %, выдержавшие экзамен с оценкой «отлично», уже на входе в судебную систему доказали наличие у них необходимых теоретических знаний и практических навыков. Интересна и динамика оценок кандидатов в судьи за период с 2002 по 2012 годы. Отрадно отметить, что уровень профессиональной подготовки кандидатов в судьи с годами постепенно повышается. Так, в 2002 году сдавали экзамен 82 кандидата в судьи: из них 1 кандидат отказался от ответа, 17 человек получили оценку «неудовлетворительно» (21%), 27 – «удовлетворительно» (33,3 %), 30 – «хорошо» (37 %) и только 7 – «отлично» (8,7 %). В 2011 году из 127 кандидатов в судьи неудовлетворительную оценку не получил никто, 16 кандидатов ответили на «удовлетворительно» (12,6 %), 43 – «хорошо» (33,9 %), 68 – «отлично» (53,5 %).

Вместе с тем думаю, целесообразен вывод о необходимости значительного повышения профессионального уровня как кандидатов в судьи, так и впервые назначенных федеральных судей. В этой связи данная проблема активно обсуждалась в 2008 году на VII Всероссийском съезде судей.

В целях выполнения поручений президента Российской Федерации Д. А. Медведева по итогам VII Всероссийского съезда судей Экзаменационная комиссия при ВККС совместно с Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации организовала сбор предложений от экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей в субъектах Российской Федерации по ключевым вопросам совершенствования их деятельности, наполнения квалификационного экзамена новым содержанием, более точно отвечающим практическим требованиям судопроизводства.

Проанализировав предложения, поступившие из регионов, для широкого их обсуждения и поиска вариантов решения правовых, организационных и иных проблем, связанных с деятельностью экзаменационных комиссий, в сентябре 2009 года в Москве состоялось совещание председателей экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации, членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Экзаменационной комиссии при ВККС. Участие в работе семинара приняли Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А. В. Гусев, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т. К. Андреева и другие. Итогом нашей совместной работы стала резолюция, в которой нашли отражение мнения и предложения по ключевым проблемным вопросам.

В частности, особенно подчеркивалась важность законодательного закрепления придания экзаменационным комиссиям статуса органов судейского сообщества; создания двухуровневой системы экзаменационных комиссий (Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации); установления обязательного порядка сдачи экзамена действующим судьей при переходе в суд иной предметной юрисдикции; определения порядка сдачи экзамена и его содержания.

Рабочая группа ВККС РФ и Экзаменационной комиссии при ВККС РФ своевременно, еще в 2009 году, выполнила поручения президента России и VII Всероссийского съезда судей, подготовив проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». В этом проекте были учтены основные мнения и предложения по совершенствованию организации квалификационных экзаменов и работы экзаменационных комиссий. Актуальность законопроекта была обусловлена недостаточной правовой определенностью статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, порядка их формирования и требований к квалификационному экзамену.

К сожалению, процесс доработки и принятия закона необоснованно затянулся. Только в декабре 2011 года был принят Федеральный закон № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи», в соответствии с которым в ст. 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был внесен целый ряд существенных изменений. Во-первых, уточнена цель проведения квалификационного экзамена: установление наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня. Во-вторых, установлена единая система экзаменационных комиссий: Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. В-третьих, установлены граждане, не сдающие квалификационный экзамен на должность судьи: имеющие ученые степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Этим же законом внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». В соответствии с ним экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, и представителей общероссийских общественных объединений юристов. Высшая экзаменационная комиссия формируется в количестве 21 члена комиссии. Кроме того, организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией. Высшая экзаменационная комиссия осуществляет общее методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Методические указания Высшей экзаменационной комиссии являются обязательными для экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации. В-пятых, экзаменационные комиссии принимают квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с Верховным и Высшим Арбитражным Судами. Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда и содержат три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. В-шестых, кандидат на должность судьи имеет право обжалования решения экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение 10 дней со судебной системы (юридический факультет) – на базе полного (общего) среднего, среднего профессионального и высшего образования.

К началу 2011/2012 учебного года в стенах академии в Иркутске обучалось свыше 1300 студентов. Необходимо отметить ежегодный прирост числа студентов, начиная с 2003 года. Первый выпуск специалистов, обучавшихся в филиале по заочной форме обучения, состоялся в 2005 году. В июне 2008 года дипломы государственного образца о высшем юридическом образовании торжественно вручили студентам очной формы обучения. Многие выпускники филиала сегодня трудятся в судебной системе Иркутской области, Забайкальского и Красноярского краёв, Республик Бурятия и Тыва и других субъектов Российской Федерации, что является ярким свидетельством востребованности Академии как высшего учебного заведения по подготовке высококвалифицированных специалистов юридического профиля.

Корр.: Валентин Валентинович, Вы возглавляете Высшую экзаменационную комиссию по приему квалификационного экзамена на должность судьи, с 2012 года ставшую самостоятельным органом судейского сообщества. С какими трудностями сталкиваются экзаменационные комиссии России, через чье сито проходят претенденты на должности судей?

В. В. Ершов: Определенное представление о работе экзаменационных комиссий дает статистика. 15 мая 2002 года Высшая квалификационная коллегия судей (далее – ВККС) утвердила Положение об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, в соответствии с которым Экзаменационная комиссия при ВККС РФ принимала квалификационные экзамены с 19 июня 2002 года по 9 февраля 2012 года. За этот период экзаменационная комиссия провела 109 заседаний и приняла экзамен у 1119 кандидатов на должность судьи, 408 из них (36,6 %) сдавали экзамен на должность судьи общей юрисдикции (в том числе 180 кандидатов в судьи в военные суды (16,1 %)), 707 – (63,4 %) – на должность судьи арбитражного суда. Последнее, прежде всего, связано с созданием апелляционных и окружных арбитражных судов. Весьма характерны и показательны, на мой взгляд, оценки 1119 кандидатов, сдававших экзамены на должность судьи. 4 кандидата отказались от ответа (0,4 %), 61 – получили оценку «неудовлетворительно» (5,5 %), 162 – «удовлетворительно» (14,5 %), 418 – «хорошо» (37,5 %), 474 – «отлично» (42,5 %). Таким образом, возможно сделать вывод о том, что пятая часть кандидатов на должность судьи (20 %) продемонстрировала недостаточные теоретические знания и практические навыки, получив оценки «неудовлетворительно» и «удовлетворительно». 37,5 % кандидатов на должность судьи, сдавшие экзамен на оценку «хорошо», нуждаются в получении дополнительных теоретических знаний и практических навыков. И, наконец, значительно менее половины кандидатов на должность судьи – 42,5 %, выдержавшие экзамен с оценкой «отлично», уже на входе в судебную систему доказали наличие у них необходимых теоретических знаний и практических навыков.

Интересна и динамика оценок кандидатов в судьи за период с 2002 по 2012 годы. Отрадно ометить, что уровень профессиональной подготовки кандидатов в судьи с годами постепенно повышается. Так, в 2002 году сдавали экзамен 82 кандидата в судьи: из них 1 кандидат отказался от ответа, 17 человек получили оценку «неудовлетворительно» (21%), 27 – «удовлетворительно» (33,3 %), 30 – «хорошо» (37 %) и только 7 – «отлично» (8,7 %). В 2011 году из 127 кандидатов в судьи неудовлетворительную оценку не получил никто, 16 кандидатов ответили на «удовлетворительно» (12,6 %), 43 – «хорошо» (33,9 %), 68 – «отлично» (53,5 %). Вместе с тем думаю, целесообразен вывод о необходимости значительного повышения профессионального уровня как кандидатов в судьи, так и впервые назначенных федеральных судей.

В этой связи данная проблема активно обсуждалась в 2008 году на VII Всероссийском съезде судей. В целях выполнения поручений президента Российской Федерации Д. А. Медведева по итогам VII Всероссийского съезда судей Экзаменационная комиссия при ВККС совместно с Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации организовала сбор предложений от экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей в субъектах Российской Федерации по ключевым вопросам совершенствования их деятельности, наполнения квалификационного экзамена новым содержанием, более точно отвечающим практическим требованиям судопроизводства. Проанализировав предложения, поступившие из регионов, для широкого их обсуждения и поиска вариантов решения правовых, организационных и иных проблем, связанных с деятельностью экзаменационных комиссий, в сентябре 2009 года в Москве состоялось совещание председателей экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи при квалификационных коллегиях судей субъектов Российской Федерации, членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и Экзаменационной комиссии при ВККС. Участие в работе семинара приняли Председатель Верховного Суда Российской Федерации В. М. Лебедев, генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации А. В. Гусев, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Т. К. Андреева и другие. Итогом нашей совместной работы стала резолюция, в которой нашли отражение мнения и предложения по ключевым проблемным вопросам. В частности, особенно подчеркивалась важность законодательного закрепления придания экзаменационным комиссиям статуса органов судейского сообщества; создания двухуровневой системы экзаменационных комиссий (Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации); установления обязательного порядка сдачи экзамена действующим судьей при переходе в суд иной предметной юрисдикции; определения порядка сдачи экзамена и его содержания.

Рабочая группа ВККС РФ и Экзаменационной комиссии при ВККС РФ своевременно, еще в 2009 году, выполнила поручения президента России и VII Всероссийского съезда судей, подготовив проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». В этом проекте были учтены основные мнения и предложения по совершенствованию организации квалификационных экзаменов и работы экзаменационных комиссий. Актуальность законопроекта была обусловлена недостаточной правовой определенностью статуса экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи, порядка их формирования и требований к квалификационному экзамену.

К сожалению, процесс доработки и принятия закона необоснованно затянулся. Только в декабре 2011 года был принят Федеральный закон № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена на должность судьи», в соответствии с которым в ст. 5 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» был внесен целый ряд существенных изменений.

Во-первых, уточнена цель проведения квалификационного экзамена: установление наличия у кандидата на должность судьи знаний, навыков и умений, необходимых для работы в должности судьи в суде определенного вида и уровня. Во-вторых, установлена единая система экзаменационных комиссий: Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационные комиссии субъектов Российской федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи. В-третьих, установлены граждане, не сдающие квалификационный экзамен на должность судьи: имеющие ученые степени кандидата юридических наук или доктора юридических наук и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации».

Этим же законом внесены изменения в Федеральный закон от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». В соответствии с ним экзаменационные комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи формируются из числа судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов, а также преподавателей юридических дисциплин образовательных учреждений высшего профессионального образования, научных работников, имеющих ученую степень по юридической специальности, и представителей общероссийских общественных объединений юристов. Высшая экзаменационная комиссия формируется в количестве 21 члена комиссии. Кроме того, организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией. Высшая экзаменационная комиссия осуществляет общее методическое руководство экзаменационными комиссиями субъектов Российской Федерации. Методические указания Высшей экзаменационной комиссии являются обязательными для экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации. В-пятых, экзаменационные комиссии принимают квалификационные экзамены у кандидатов на должность судьи по экзаменационным билетам, разрабатываемым Высшей экзаменационной комиссией по согласованию с Верховным и Высшим Арбитражным Судами. Экзаменационные билеты составляются отдельно для кандидатов на должность судьи суда общей юрисдикции и кандидатов на должность судьи арбитражного суда и содержат три теоретических вопроса по различным отраслям права, две задачи по вопросам судебной практики и письменное задание по подготовке процессуального документа по макету дела. В-шестых, кандидат на должность судьи имеет право обжалования решения экзаменационной комиссии в судебном порядке в течение 10 дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи. При этом необходимо подчеркнуть: решения экзаменационных комиссий, касающиеся оценки знаний кандидатов на должность судьи, могут быть обжалованы только по основаниям нарушения процедуры вынесения этих решений либо по основаниям нарушения иных касающихся проведения квалификационного экзамена требований. Кроме того, кандидат на должность судьи вправе обжаловать решения экзаменационной комиссии об отказе в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, а также действия (бездействия) экзаменационных комиссий, в результате которых кандидат на должность судьи не был допущен к сдаче квалификационного экзамена.

В марте 2012 года Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи утвердила экзаменационные билеты для кандидатов на должность судей общей юрисдикции и арбитражных судей, а также регламенты работы Высшей экзаменационной комиссии и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации.

В соответствии с регламентом Высшей экзаменационной комиссии по приёму квалификационного экзамена на должность судьи работу комиссии организует её председатель или по его поручению заместитель либо член комиссии. Председатель комиссии (либо замещающее его лицо), в частности, организует обеспечение сохранности экзаменационных билетов, гербовой печати, удостоверений и бланков. О времени и месте проведения экзамена кандидат на должность судьи извещается Высшей экзаменационной комиссией с учётом времени, достаточного для его явки на заседание экзаменационной комиссии. Экзамен проводится в период не позднее одного месяца со дня обращения кандидата с заявлением о сдаче экзамена. На подготовку к ответам по вопросам билета, включая решение задач и составление процессуального документа по макету дела, отводится не менее 3 часов. Во время экзамена кандидат вправе пользоваться нормативными правовыми актами и постановлениями Пленумов Верховного или Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации. В процессе подготовки и сдачи экзамена запрещается использование мобильного телефона и других технических средств. Кандидату на должность судьи, представившему в Высшую экзаменационную комиссию документы и не явившемуся в течение 2 месяцев с момента подачи заявления на заседание экзаменационной комиссии без уважительной причины, а также отказавшемуся от сдачи квалификационного экзамена, принятые документы возвращаются без рассмотрения. Отказ кандидату на должность судьи в допуске к сдаче квалификационного экзамена должен быть мотивирован, содержать ссылку на федеральный закон и оформлен в письменном виде в течение 3 рабочих дней. Кандидат на должность судьи может обжаловать решение Высшей экзаменационной комиссии в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня получения удостоверения о результатах квалификационного экзамена на должность судьи. Решение Высшей экзаменационной комиссии, касающееся оценки знаний кандидата на должность судьи, может быть обжаловано только по основаниям нарушения процедуры вынесения этого решения либо по основаниям нарушения иных требований, связанных с проведением квалификационного экзамена.

Вместе с тем целый ряд вопросов не нашёл отражения и не мог быть «снят» в регламенте Высшей экзаменационной комиссии, требует своего разрешения законодателем в соответствующих федеральных законах. Как представляется, прежде всего, необходимо установить в федеральном законе, что квалификационный экзамен на должность судьи вправе сдавать только гражданин Российской Федерации, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального юридического образования и получивший квалификацию (степень) специалиста или магистра. На практике нередко квалификационный экзамен на должность судьи пытаются сдавать граждане, имеющие квалификацию (степень) бакалавра, и в случае отказа в допуске к сдаче квалификационного экзамена на должность судьи требуют от экзаменационных комиссий представления письменного отказа со ссылкой на федеральный закон.

Кроме того, в практике работы экзаменационных комиссий постоянно возникают вопросы, связанные с наличием (или отсутствием) специального юридического стажа у кандидата на должность судьи. В действующих нормативных правовых актах, к сожалению, отсутствуют нормы права, позволяющие экзаменационным комиссиям с необходимой определённостью и аргументированностью разрешать возникающие споры.

В этой связи, во-первых, в соответствующих федеральных законах и (или) иных нормативных правовых актах (например, в указах президента России о квалификационных требованиях к определённым должностям) необходимо установить список профессий, требующих квалификации (степени) специалиста или магистра для занятия определённых должностей, в том числе должности федерального или мирового судьи, а также список иных профессий, в частности, профессий (должностей) в аппарате федеральных и мировых судов, для занятия которых достаточно получения квалификации (степени) бакалавра.

Во-вторых, поскольку исчерпывающий (закрытый) перечень профессий, установленный в нормативных правовых актах, как свидетельствует правоприменительная практика, является недостаточным, не успевающим адекватно отвечать на развивающиеся общественные отношения, постольку в соответствующих федеральных законах либо иных нормативных правовых актах следует вырабатывать не исчерпывающий (открытый) перечень признаков юридической профессии. Например, принятие участия в применении права и индивидуальном регулировании общественных отношений (толковании права, преодолении коллизий или пробелов в праве, применении относительно определенных, диспозитивных, альтернативных или факультативных норм права); правотворческой, преподавательской или научной деятельности, связанной с правом либо государством.

Также предлагаю в соответствующих федеральных законах (например, «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», ГПК РФ и др.) установить исчерпывающий перечень оснований для отказа кандидату на должность судьи в допуске к сдаче квалификационного экзамена. Данные и иные принципиальные теоретические и практические вопросы, нерешённые федеральным законодателем, полагаю необходимым обсудить на предстоящем VIII Всероссийском съезде судей в декабре 2012 года в Москве, выработать соответствующие предложения, подготовить необходимые законопроекты и внести их в Госдуму Российской Федерации.

Корр.: Валентин Валентинович, в заключение нашего интервью хотелось бы задать Вам традиционный вопрос о дальнейших планах Российской академии правосудия и перспективах её развития.

В. В. Ершов: Прежде всего, в ближайшие 5 лет мы планируем завершить формирование материально-технической базы Академии (в том числе и Восточно-Сибирского филиала), что предполагает создание в каждом из филиалов Академии собственной учебной, материально-технической базы и общежития для слушателей и студентов. Кроме того, в 2011 году нами учреждена школа «Права и экономики». В планах – создание филиалов школы, как минимум, во всех городах, где действуют филиалы Академии, с целью наиболее раннего и качественного обучения будущих работников судебной системы. Также предполагаем ввести в Академии целый ряд новых образовательных программ высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования.

Беседовала Ольга Шиндаева,

пресс-секретарь Иркутского областного суда

ПРОДОЛЖАТЕЛИ ТРАДИЦИЙ

ИНТЕРВЬЮ С РУКОВОДСТВОМ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ФИЛИАЛА

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ПРАВОСУДИЯ

Первоначально этот материал задумывался как интервью с директором Восточно-Сибирского филиала Российской академии правосудия Алексеем Степаненко, но с первых же минут общения с руководителем филиала и его «командой» стало ясно, диалог трансформируется в «круглый стол» – разговор единомышленников, объединенных общей целью и любовью к своей работе.

Корр.: Считается, любой юбилей – повод не только подвести некоторые итоги, но и вспомнить, с чего все начиналось. Давайте перелистнём страницы истории на 10 лет назад, когда был заложен краеугольный (первый) камень иркутского филиала Академии правосудия. Сегодня, зайдя в здание – красивое, необычно оформленное, ощущаешь дух закона ….

Алексей Степаненко, директор ВСФ РАП: …и преемственность современного и римского права. Мы попытались воссоздать в Академии для студентов и преподавательского состава саму атмосферу правосознания. О том, что право – это искусство добра и справедливости, напоминают бюсты и изречения мыслителей прошлого, размещенные в холле и коридорах здания. Для молодежи – это не пустой звук, а хорошая практика по латыни, которая, кстати, является обязательным предметом в нашей образовательной программе. Свои знания и суждения о праве ребята с успехом демонстрируют на различных олимпиадах и конкурсах. Так, например, совсем недавно в стенах Академии прошел ежегодный конкурс ораторов «Обвинение порока». Студенты, переодевшись в тоги, проявили незаурядные творческие способности и логическое мышление, «воздавая по заслугам» жадности, лености, праздности и пьянству. Некоторые обличительные речи звучали в стихах. Задумывая конкурс, мы поставили перед собой несколько целей – научить ребят владению словом, умению работать с теоретическими источниками и применять методы научного познания и, наконец, главное – заложить в них нравственные основы поведения будущих юристов. Думаю, отчасти нам это удалось. Есть идея оформить в соответствующем греко-римском стиле зал и сделать из него своеобразный римский форум, в котором бы, как столетия назад Сенат, сегодня бы работал студенческий парламент нашего филиала, проводились различные деловые игры и тренинги.

Надежда Грицких, зав. кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин: В этом году у нас состоялся еще один интересный проект, связанный с латынью, который проходил под девизом: «Книга, которая мне нужна». Оформлением и продвижением книги (у каждого она была своя) ребята занимались самостоятельно от начала и до конца: вписывали в нее те изречения и мнения мыслителей на латинском языке, которые они применяют в учебе и жизни, работали над обложкой, использовали различные маркетинговые ходы, презентации и видеоролики.

Людмила Иванова, зав. кафедрой уголовного права: Добавлю, что латынь пользуется спросом и популярностью у нашего профессорско-преподавательского состава. Ведь чтобы спрашивать строго со студентов, мы должны знать хорошо предмет сами. «Gaudeamus» (авт. – гимн студенчества) можем хоть сейчас спеть (смеется).

Алексей Степаненко: Вместе с тем мы являемся классическим, а значит немного консервативным высшим учебным заведением, отвечающим всем параметрам академического юридического образования. Я посмотрел, наши учебные планы практически на 80 % они совпадают с планами дореволюционного и советского периодов, что также является неоспоримым свидетельством преемственности права. Отличия в основном имеются за счет региональных, национальных и факультативных компонентов.

Диана Степаненко, зам. директора по научной работе: Причем эти компоненты – так называемые «спецкурсы» уникальны, их не найти в программах других вузов Иркутска, поскольку они ориентированы на подготовку специалистов юридического профиля именно для судебной системы, с учетом новаций и преобразований, связанных с проводимой реформой правосудия в России. Главная наша задача – не только передать студентам определенный багаж знаний, но, прежде всего, сформировать у них правовой менталитет, уважение к профессии судьи, понимание глубинного смысла, сути этой непростой работы по отправлению правосудия.

Алексей Степаненко: Огромный плюс вижу в том, что ряд предметов, в том числе процесс – уголовный, гражданский, у нас читают юристы-практики – непосредственно судьи областного, районных и городских судов. Мне довелось присутствовать на лекциях В. В. Ершова: знакомя студентов с самыми современными точками зрения – теоретическими и практическими – по различным вопросам правоприменения, он заставляет молодежь, прежде всего, задуматься, выработать некий алгоритм действий: «А как бы они сами поступили на месте судьи, какую норму закона применили в том или ином спорном случае».

Марина Днепровская, декан юридического факультета: Прекрасную возможность примерить ситуацию на себя, побыть немного адвокатом, государственным обвинителем, экспертом или даже судьей ребятам дает еще один проект Академии – «Деловая игра: «Судебное заседание». Игровые судебные процессы достаточно популярны во всем мире, поскольку позволяют научиться «судоговорению» в условиях, максимально приближенных к практической деятельности, под зорким оком профессионалов на фабуле реального дела. Кстати, и сами судьи, как они признаются сами, получают огромное удовольствие от общения с молодежью.

Людмила Иванова: В жарких спорах проходят у нас мастер-классы «школа избирательного права». Так, например, студенты-первокурсники в качестве домашнего задания создали несколько партий с «говорящими» названиями: «Мы – будущее России», «Апельсин», «За благосостояние народа» – каждая представила свою программу, отстаивая свою точку зрения на дебатах. Особое значение уделяем процедуре медиации как инструменту, востребованному самой жизнью, но недостаточно популяризированному среди населения, – проводим «круглые столы», публикуем материалы по данной тематике в научно-практических сборниках, например, в издании Академии «ГлаголЪ правосудия».

Диана Степаненко: Думается, филиалы Академии на местах должны стать научно-практическими центрами судебной системы. По крайней мере мы к этому стремимся, а результатом совместной работы творческих коллективов и групп, в состав которых входят судьи Иркутской области и преподавательский состав Восточно-Сибирского филиала, становятся совместные проекты, научно-практические конференции и семинары, собирающие правоведов, в том числе зарубежных стран, монографии, статьи в журналах, имеющие в первую очередь практико-ориентированное значение именно для судебной системы.

Людмила Иванова: Мы стремимся к расширению международных связей с коллегами из стран Азиатско-Тихоокеанского региона – Китаем, Кореей, Монголией. Формами такого сотрудничества являются участие и организация конгрессов, «круглых столов», обмен студентами, стажировки преподавателей, лекции, мастер-классы. В качестве примера, скажу, что совсем недавно, в апреле 2012 года, для чтения лекций в университетах Южной Кореи и Китая была приглашена Д. А. Степаненко, а на сентябрь планируется ответный визит в Иркутск наших китайских коллег.

Алексей Степаненко: О качественной составляющей юридического образования в последнее время было сказано немало лестных и не очень слов. Один из критериев, сформированных министерством образования России, звучит так: «Качество должно определяться потребителем». Вторым слагаемым критерия качества юридического образования я бы назвал имиджевую составляющую, поскольку не последнюю роль в формировании имиджа судебной системы играют специалисты, работающие в судах. Прошедшее десятилетие доказало верность решения о создании специализированного высшего учебного заведения судебной системы России: вуз эффективно функционирует, ориентируясь на спрос своего главного работодателя – судов, «растит» для них сотрудников со студенческой скамьи. Возвращаясь к вопросу об истории создания филиала Российской академии правосудия в г. Иркутске, скажу, что это заслуга целиком и полностью двух «титанов»: ректора Академии Валентина Валентиновича Ершова и председателя Совета судей Иркутской области (на тот момент начальника отдела юстиции региона) Николая Гавриловича Кулика, образовавших филиал с нуля буквально на пустом месте. В. В. Ершовым поставлена очень серьезная планка по развитию филиалов: каждый должен иметь мощную, современную материально-техническую базу, площадь – не менее 10 тыс. кв. метров. На сегодняшний день эта задумка воплощена в жизнь в 4 регионах России.

Листая страницы истории Восточно-Сибирского филиала, понимаешь, что трудности организационного, материального характера, возникающие в период становления, были неизбежны как данность всему новому, но нас они не смущали, наоборот, закаляли. Сначала Академия размещалась в здании на ул. Донской, затем на ул. Ширямова и лишь спустя некоторое время при поддержке управления Судебного департамента в Иркутской области, который передавал нам первые компьютеры, парты, оборудование, Центробанка – мы обрели свой, новый дом, где располагаемся и по сей день, по ул. Ивана Франко, 23 «а». Здание, как мы говорим, «намоленное», самими стенами уже впитавшее в себя дух и атмосферу студенчества – ранее здесь находились учетно-кредитный техникум и банковская школа, а мы – продолжатели традиций. Первый выпуск студентов дневного отделения юридического факультета состоялся в июне 2008 года. За десятилетие существования Восточно-Сибирского филиала РАП мы подготовили свыше тысячи юристов, еще около 6 тысяч работников аппаратов судов и мировых судей прошли обучение на факультете повышения квалификации и переподготовки. Символично, что в Академии сегодня работает человек, получивший студенческий билет и зачетную книжку № 1, – Татьяна Валерьевна Зеленская, заместитель декана факультета подготовки специалистов для судебной системы (подробнее об этом – в «Блиц-опросе студентов и преподавателей ВСФ РАП»).

Корр.: Вопрос классический: каким вы видите судью новой формации и какие качества – профессиональные, человеческие стараетесь привить своим студентам?

Надежда Грицких: Прежде всего, понимание того, что судья – это человек, а не «железный Феликс» в мантии, бездумно и бездушно штампующий решения по делам.

Алексей Степаненко: Мы пытаемся вложить в ребят запас человечности и вместе с тем стрессоустойчивости, потому что выносить решения и не прочувствовать их душой, думаю, невозможно, это вам каждый судья скажет. Значит, наша задача – сделать юристов адаптивными к будущей профессии.

Диана Степаненко: Сочетание профессионализма и человечности должны быть в судье как прошлого, так настоящего и будущего. Безусловное знание буквы Закона, понимание, что закон – это инструмент, который реально защищает права граждан, гуманизм, милосердие, справедливость, уважение к людям – все эти качества и практическую составляющую обучения будущих юристов мы воспитываем и создаем совместно с представителями судебной системы.

Алексей Степаненко: А наши ребята передают свои знания другим в рамках проекта «Академия прав человека» – мы вышли на уровень, когда студенты совместно с преподавателями Восточно-Сибирского филиала РАП читают лекции школьникам. Программа (мы называем ее еще «Право на каждый день») действует уже 2 года и ориентирована на права ребенка школьного возраста. В доступной для детей форме мы рассказываем об образовательных, избирательных, трудовых правах, защите прав потребителей, уголовной ответственности подростков и видим ответную реакцию школьников – внимательные глаза, желание учиться, впитывать в себя «как губка» новые и, безусловно, полезные в повседневной жизни ребенка знания. Отрадно, что многие выпускники Академии прав человека высказывают намерения учиться у нас дальше – в колледже и вузе.

С командировками по территории Иркутской области мы выезжаем с другой программой «Живое право». Наши слушатели – трудовые коллективы школ, родители и сами школьники